Портрет в живописи импрессионистов (аннотация)

 

Портреты импрессионистов

Малинина Е.В. Портреты импрессионистов. - М.: Белый город, 2011.

У каждого любителя живописи есть друзья, которые не предадут, мудрые и много повидавшие, вечно юные или зрелые, но бессмертные – такие родные, знакомые с детства персонажи любимых полотен. Черты девушки из Фоли-Бержер или актрисы Жанны Самари узнают не только поклонники импрессионизма, но и те, кто не помнит ни названий картин, ни их создателей.

Теперь трудно поверить, что само название «импрессионисты» изначально носило иронический характер: по названию одной из картин Моне "Impressio"(«Впечатление») журналист окрестил их «впечатленцами». Шутка оказалась удачной: «впечатлизм» – самое точное определение этого направления, выхватившего из все более ускоряющегося времени яркие, интересные, характерные куски и вставившего их в рамы.

Солнце, воздух, легкость, беспечные семейные прогулки по берегу Сены или прокуренная, спертая атмосфера людных кафе и скучающие лица порочных дев, расплывающиеся мутным пятном – не без вины абсента, принятого посетителем-художником в количестве, губительном для здоровья... Тяжеловатая грация танцовщиц, певиц, актрис и важная основательность дирижеров, трубачей, контрабасистов... Усталые, красные не то от клубов табачного дыма, не то от слез глаза барменши и ясные, лучистые глазки малышей... Чопорная холодность светских дам и торжество не ведающей запретов обнаженной плоти – словом, вся гамма добропорядочной, разнузданной, буржуазной, богемной, нищей, восхитительной, грязной, нестабильной, противоречивой, разнообразной парижской, провинциальной, колониальной жизни – вот он, пестрый мир, который не вернется. Зато портреты людей эпохи – холсты, пастели, акварели, созданные импрессионистами и пост-импрессионистами, – хранят ярчайшие наглядные воспоминания о нем.

Конечно, о каждом из художников, чье творчество представлено здесь, написано немало. Специфика данной книги заключается в том, что ее разделы посвящены отдельным полотнам самых знаковых живописцев направления (истории создания, прототипам, фактам биографии автора, имеющим непосредственное отношение к сюжету картины), и зачастую это не самые известные – то есть не самые растиражированные средствами масс-медиа – работы. Ряд сведений взят из иностранных источников и малоизвестен русскоязычному читателю.

Это издание будет не только интересно любителям живописи, но и полезно школьникам и студентам при подготовке докладов, рефератов и других видов самостоятельной работы.